Работа с родителями по экологическому
воспитанию дошкольников.
Работа с родителями по экологическому воспитанию является одной из основных частей работы нашего дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, который будет жить на земле.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Наша задача: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.
Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания – эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться её красотой…)
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционныеформы (родительские собрании, консультации, беседы…), так и нетрадиционные(деловые игры, круглый стол, дискуссии…)
При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
Как мы уже сказали, для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания. Одним словом, мы должны закладывать в сознании детей ощущение окружающего мира как дома. Поэтому можно предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, послушать шорох ветра… И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами – одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь.»
Чувство природы является основой экологического – эстетического – сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. Совместно с родителями составляем правила поведения в природе. Например, лекарственные растения – это общее наше достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешать детям бесцельно их рвать.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные практические действия : уборку мусора, расчистку родников и т.д. Можно использовать словесные ситуации, которые можно предложить родителям обсудить дома с детьми. Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например дети нашли ежика в лесу и принесли его домой. Хорошо ли это? Наибольший эффект решений подобных ситуаций достигается если данные ситуации обыгрываются сначала с родителями в ходе нетрадиционной формы деловые игры. Затем предложить родителям проделывать это с детьми на улице, в парке и т. д.
Еще одна форма работы с семьей – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. В ширме хорошо порешать и логические задачи, которые дети могут решать самостоятельно или с помощью взрослого. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят?
Примерная тематика ширм для родителей.
- Азбука поведения в природе.
- Прогулки в природу.
- Войди в природу другом.
- Очей очарованье!
- Зеленаяаптека.
- В лес по грибы.
- Поможем крылатым.
- Наши друзья – насекомые.
- Пожар – это беда леса.
- Сбережем елочку.
- Цветы- земной красы начало.
Консультации, в основе которых лежат: организация выставок книг, показ родителям сценки, викторины, ознакомление родителей с правилами поведения в лесу, составленные воспитателем и детьми в ходе их совместной деятельности.
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию:
- Не причиняя вреда природе. (обговорить правила поведения в природе.)
- Пусть цветут травы. (познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)
- Поклонись ягодке. (поговорить о ягодах леса, правила сбора ягод, их охрана).
- Крылатые доктора.
- Сокровища леса.
- Ядовитые растения.
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.
Большое место должно уделяться совместной деятельности детей и их родителей:
– проведение родительских собраний экологической направленности («КВН», викторины, «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.);
– участие родителей в эколого-оздоровительных походах с целью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной игровой деятельности, общения с природой;
– выезды с детьми на природу;
– участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
– совместное озеленение территории детского сада;
– тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет…
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Экологическому просвещению родителей способствует оформление экологического стенда в холле детского сада, включающего в себя несколько рубрик (экологические события в стране, регионе…, эколого-оздоровительная работа с детьми, мероприятия, проводимые в детском саду, музыка и природа…), материал в которых должен постоянно обновляться.
Можно организовать в детском саду выпуск экологической газеты для родителей, которая будет носить познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции.
С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реального осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.
Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.
Немаловажным аспектом в работе с родителями имеет экологическая информация. Наиболее значимыми являются следующие:
- данные об экологической ситуации в их городе (селе), микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают;
- информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
- правили поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
- экология жилища;
- выращивание экологически безопасного урожая;
- комнатные, лекарственные, пищевые растения;
- выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдых на природе;
- домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
- развивать ребенка как личность в процессе экологического образования;
- информация самого ребенка о занятиях в детском саду.
Но, какую бы вы форму работы с ребенком не выбрали, в итоге вместе с родителями необходимо делать вывод о том что: показателем эффективности экологической образованности и воспитанности является не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. Поэтому целесообразно давать родителям определенные рекомендации о том, что и как можно выполнить с ребенком во дворе своего дома, на улице, в парке и т. д. при этом нельзя забывать о том, что велика роль самого взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.
Л.В. Малышева
Воспитатель МДОУ д/с № 2 с.Фершампенуаз |