«Проектный метод как педагогическая технология патриотического воспитания».
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Недооценка патриотического воспитания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.
Научные исследования О.И. Жуковской, А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, Р.С. Буре в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, селу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями.
В этом смысле метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания. Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога, выполняемых в определенной последовательности для достижения поставленной задачи, оформленной в виде некоего конечного продукта. Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности.
Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников воспитательного процесса:
·Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе различные формы работы.
·Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.
·Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Уникальность проектной деятельности заключается в том, что работая с детьми на ту или иную тему, у педагога появляется возможность использовать различные формы и методы обучения, а также даёт возможность реализовать запланированный проект, затрагивая все образовательные области.
Именно поэтому, мною было решено организовать проектную деятельность как средство воспитания патриотических чувств дошкольников. И в настоящее время мною ведется работа над проектом « Моя малая Родина».
Цель, которую я поставила перед началом работы, является повышение уровня патриотического воспитания старших дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной.
Задачи таковы:
- Формировать представления детей о родном крае, знакомить детей с географическим расположением района и села, с его природными ресурсами, флорой и фауной, знакомить с трудом жителей района с его основными профессиями. Расширять представления о национальных особенностях Нагайбакского края.
- Развивать бережное и эмоционально-ценностное отношение к родному краю, его обычаям и традициям.
- Воспитывать чувство гордости и любви за свою малую Родину, повышать интерес к прошлой и настоящей жизни родного края.
Работа над проектом «Моя малая Родина» осуществлялась в три этапа: 1 этап – выявление проблемы, постановка целей и задач;
2 этап – непосредственно-образовательная деятельность, беседы, занятия, прогулки, экскурсии, дидактические игры и упражнения и т. д.;
3 этап – заключительный, итоговое мероприятие, диагностика детей
Я убеждена, что проектирование — эффективная деятельность, которая охватывает все стороны жизни ребенка и помогает развить в детях такие сложные патриотические чувства, как любовь к Родине.
Байкина Ирина Андреевна
Воспитатель МДОУ д.с. № 2 с. Фершампенуаз
|