Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 09:08

Сайт дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 с.Фершампенуаз

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [13]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование эстетического восприятия природы у детей дошкольного возраста

«Формирование эстетического восприятия природы у детей дошкольного возраста»

 

«Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе вечный источник детского разума»

В.Сухомлинский

 

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности – важное условие духовной жизни человека.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Я считаю, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально.

Нескоро серая безликая архитектура уступит место уютным и теплым жилищам, улицы будут сиять чистотой, возродившиеся дворы утопать в цветах. А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Я считаю, что начинать приобщать человека к  умению жить в согласии с окружающей средой надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В.А. Сухомлинский писал «Мир, окружающий ребенка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию (Л. Шлегер, В.Шмидт, Д. Лазуткина, Е. Тихеева, Р. Орлова, А. Суровцева) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С. Шацкий, П. Блонский, Е. Архин, К. Корнилов и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).

Вот почему, определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, я остановилась на проблеме эколого-эстетического воспитания.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. Цель моей концепции состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные пути и методы эстетического воспитания детей средней группы средствами природы.

Вначале я изучила особенности этого возраста. У детей наблюдается большое стремление к самостоятельности, независимости. Они всё хотят увидеть, всё открыть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но  её направления по отношению к природе могут быть различными: одни из них могут разорять гнёзда, стрелять из рогаток в птиц, а другие – разводить рыб, ухаживать за голубями.

Моя задача состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в правильное русло.

В работе по эстетическому воспитанию важно учитывать  не только направленность интересов, но и особенности этого восприятия. Дети среднего дошкольного возраста не могут ярко оценивать картину виденного в целом. У них ещё отсутствует способность  объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но если её развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому я должна направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

Чтобы определить уровень эстетического развития, я провела в сентябре-месяце диагностику, результаты которой показали, что выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. мало внимания уделялось экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, отсутствовало разнообразие методов, форм занятий. 

 Разработала перспективный план занятий. Каждое занятие в этой системе ощущается детьми как увлекательное путешествие, которое чем дольше не кончается, тем лучше. В каждое занятие включила  разнообразные игры, приёмы, опыты. Большое место уделила сезонным экскурсиям.

 Экскурсии провожу по определённой системе, на одном и том же объекте (в парке) в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. (Конспект экскурсии см. в приложении №3). Экскурсию проводить трудно (требует очень большой подготовки), но очень интересно.

   Начинаю эту работу с выделения для наблюдения объектов, которые обладают наибольшей выразительностью, максимально концентрируют в себе те или иные признаки эстетического совершенства. Например, организуя экскурсию в осенний парк, я выбираю сначала такие деревья и кустарники, у которых золотое убранство осени наиболее ярко выражено. Клён отличается удивительным разноцветьем – от зелёно-жёлтого до багрово-красного. Весной показываю детям ажурность кроны берёзы, стройность пирамидального тополя; летом подчёркиваю лёгкость полёта стрекозы, голубизну неба и т.д. 

   Основное внимание в процессе наблюдения уделяю вопросам и заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. («Что изменилось в парке?», «Почему это произошло?», «Чем отличается берёза от тополя?» и т.д.)

   У входа в парк предлагаю остановиться и осмотреться, полюбоваться красотой природы: «Давайте помолчим, тихо постоим и послушаем тишину парка».

   На пятом году жизни дети с помощью взрослого начинают слышать красоту поэтической речи. Поэтому во время экскурсии я выразительно читаю стихи таких замечательных русских поэтов, как Е.Баратынского, А.Плещеева, И.Бунина, А.Майкова, А.Фета и др. Дети, слушая, знакомятся с новыми словами, представляют явления, объекты природы одушевлёнными. («Подарило солнце лесу свой подарок… », «Заплела берёзка косы золотые…», «В жёлтых сарафанах липы стали в ряд…» и т.д.)

   Очень нравится моим детям загадывание загадок,что тоже очень хорошо влияет на эстетическое восприятие природы, развитие воображения.

   Во время экскурсии побуждаю детей к разнообразным действиям: предлагаю показать руками какой высоты деревья, поднять руки вверх и сравнить эту высоту с высотой травы, погладить кору деревьев и ощутить её шероховатость или гладкость. Включаю в обследование разнообразные органы чувств: предлагаю понюхать цветы, прижаться щекой, погладить, закрыть глаза и ощутить аромат парка и т.п. (Все описанные действия возможны, если у детей нет предрасположенности к аллергии).

   Ни одно занятие, мероприятие в детском саду не проходит без игры. Игры, которые я провожу с детьми на экскурсиях, воспитывают доброе отношение к окружающей природе. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей: («Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Раз-два-три – к клёну (тополю) беги» и др.)

   Дети любят собирать природоведческий материал: опавшие листья, траву, сухие веточки, шишки. При этом они сами не остаются безучастными, а проявляют к их действиям живой интерес: задают вопросы, «заражают» своими эмоциями (удивлением, восхищениям), обмениваются своими впечатлениями друг с другом. Однако, давая задание собрать материал, следует решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

   Педагогический процесс, организованный таким образом, совмещает все аспекты развития личности ребенка и оказывает на него благотворное влияние в целом.

В течение всего учебного года я провожу с детьми ежедневные наблюдения за природой, главная цель наблюдений – научить детей созерцать природу, видеть, выделять отдельные объекты и явления природы, накапливать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой.

Главный методический приём – диалог с природой, очеловечивание природы (природа живёт, меняется, огорчается, радуется, злится и т.п.; может быть щедрой, благодарной, но и злой, яростной и беспощадной).

Наблюдения за природой начинаю с приветствия всем жителям участка, с вопросов об их настроении, самочувствии, об их радостях, печалях и заботах («Здравствуй, солнышко ласковое!», «Здравствуй, небо голубое!»).

Доношу до детей мысль о том, что все представители живой природы – растения и животные – разговаривают с нами, с людьми, всегда рассказывают нам о своей жизни. Только говорят они не при помощи слов (как люди), а совсем по-другому. И поэтому люди очень часто их не слышат и не понимают.

Как же растения и животные разговаривают с нами? Так, цветы говорят, что им хорошо, своим обильным и красочным цветением. Если растению плохо, то меняется окраска листьев, они становятся бледными и вялыми (обращаю внимание детей на то, что точно так же говорят о людях, когда им нездоровится).

 Особое место в формировании эстетического отношения к природе по праву принадлежит цветам. Наблюдая за цветами, растущими на клумбе, на лугу, в уголке природы, рассматривая иллюстрации с изображением цветов, беседую с детьми и стараюсь выяснить, какой из весенних, летних, осенних цветов каждому из них больше всего нравится, какой из них он хотел бы подарить кому-нибудь из своих близких. Вместе с детьми ищем хотя бы два совершенно одинаковых цветка. Обращаю особое внимание детей на удивительное сочетание и разнообразие их цветов и оттенков.

Обращаю особое внимание на то, что надо беречь природу, которая так щедро одаривает нас красотой. Объясняю, что для букетов нельзя ломать много живых веток и рвать цветы охапками. 

   Знания, полученные детьми на экскурсиях, наблюдениях, расширяю, уточняю и обобщаю на комплексных занятиях, на которых использую различные методы и приёмы. Провожу обобщающиеся беседы, например: «Расскажем всё, что знаем о лесе Лесовичку».  Подбирая вопросы так, чтобы в памяти у детей восстановился весь ход экскурсии, подвожу детей к выводам и обобщениям.

    На занятиях использую художественную литературу: рассказы К.Ушинского, А.Вахрушева, Н.Верзилина, познавательные сказки («Сказки о деревьях», «Сказки о листовичках» и др.), авторские сказки (Н.Павловой «Большое чудо», «Зимняя пирушка», «Хитрый одуванчик», Б.Заходера «Серая звёздочка» и пр.).                                                

     В занятие включаю рисование, лепку, аппликацию, т.к. именно в творческой деятельности дети проявляют свои знания и впечатления. А с каким вдохновением дети выполняют работы из природного материала, собранного во время экскурсий! Это и домик для листовичков, украшенный разноцветными листьями, и печатание на декоративных пластинах осенних листьев, и различные поделки. Объясняю детям, что с помощью природы можно создать настоящее произведение искусства.

    Также создаём коллаж: дети рисуют, вырезают из старых журналов, своих рисунков и наклеивают объекты растительного и животного мира. Детской фантазии нет предела!

    Средствами развития эстетических чувств у детей являются и прослушивание музыкальных произведений, посвящённых природным явлениям, сезонам, и рассматривание полотен великих художников-пейзажистов. Удовлетворить детскую любознательность, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игра. Поэтому на занятиях я играю с детьми, придумываю интересные игровые моменты, действия. Очень интересны детям игры: «Кто живёт в лесу?», «Когда это бывает?», «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху». Очень важное значение в формировании эстетического отношения детей к природе имеет красиво оформленная игра.

   Использую на занятиях опыты, т.к. они имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Например, в группу заношу кубики льда, и дети приходят к выводу: когда лёд попадает в тепло, он начинает таять и превращается в воду. 

   Такое разнообразие методов и приёмов помогало мне формировать эстетическое отношение к природе.

   Важным аспектом в системе эколого-эстетического воспитания является  взаимодействие с родителями. Стало доброй традицией проведение в детском саду совместных праздников, как итог сезонной работы с детьми, таких, как: «Праздник Осени», «Зимушка-зима», планирую следующие: «Весна красна», «Здравствуй, лето красное».

   Родители тщательно готовятся к предстоящим мероприятиям, конкурсам: делают поделки из природного материала, разучивают с детьми стихи, рисуют пейзажи, собирают гербарии. А на празднике «Папа, мама и я – дружная семья» родители показали своё творчество, а также эстетическое отношение к природе в замечательных шедеврах из природного материала.

    Большое вдохновение, неизгладимые впечатления получили и дети, и их родители на  экскурсии в летний лес. Я была счастлива тем, что мамы и папы играют с детьми, учат общаться с природой, учат своими поступками правилам поведения в лесу, «открывают» чадам духовные, чисто человеческие ценности своим восприятием мира.

   Родители всегда в курсе всех дел, которые происходят в группе в течение всего учебного года: весной приносят цветущие комнатные растения, цветы для клумб, веточки деревьев; летом и осенью – букеты цветов; зимой – корм для птиц.

    На собраниях даю советы о том, как формировать в ребёнке эстетическое отношение к природе. На родительских уголках помещаю статьи, например, «Как знакомить детей с явлениями природы в зимнее время года» и др. Также оформляем фотостенды, например: «Лето, ах лето», «Хорошо зимой».

  Благодаря систематической работе, совместной с родителями, педагогами образовательного учреждения мы достигли хороших результатов. По результатам диагностики, проведённой к концу учебного года,было выявлено, что у  детей высокий уровень развития по эстетическому восприятию природы. Это делает возможным использовать разработанную систему занятий, экскурсий в практике и позволяет осуществлять процесс формирования эстетического вкуса более естественным, эффективным.

   У детей среднего дошкольного возраста развился интерес, желание познавать мир. Они стремятся ухаживать за растениями, птицами, животными. Научились видеть красоту природы в своих рисунках. Мои дети – участники различных конкурсов рисунков. Они на глазах становятся более доброжелательными к окружающему их миру, детям и взрослым. 

 

Воспитатель Н.Ф. Григорьева

Категория: Мои статьи | Добавил: art (17.12.2015)
Просмотров: 435 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Ссылки на образовательные ресурсы
  • Официальный сайт МОиН РФ
  • Федеральный портал «Российское образование»
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт Министерства образования и науки Челябинской области
  • Областной центр информационного и материально-технического обеспечения образовательных учреждений, находящихся на территории Челябинской области
  • Сайт ГБОУ ДПО «ЧИППКРО»
  • Сайт отдела образовании Нагайбакского района

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz